Начну, пожалуй с того, что лишение права управления транспортным средством является одной из санкцией, предусмотренной в Кодексе Украины об административных правонарушениях (см. раздел «Законы«). В связи с тем, что указанное наказание очень серьезное для водителя, рассмотрение дела должно быть максимально объективным и законным. Именно поэтому применять такую санкцию может только суд. Однако, не за все правонарушения можно лишиться водительских прав. Ниже подробнее рассмотрим случаи, когда все таки грозит лишение.
1. Управление транспортным средством в состоянии алкогольного, наркотического или иного опьянения или под влиянием лекарственных препаратов, которые снижают внимание и скорость реакции
Это пожалуй самое серьезное административное правонарушение водителя в сфере безопасности дорожного движения и оно предусмотрено положениями ст. 130 КУоАП. Многие это называют «за пьянку». Ответственность по данному правонарушению наступает и в случае отказа от освидетельствования на состояние алкогольного, наркотического и иного опьянения, или относительно лекарственных препаратов, которые уменьшают внимание и скорость реакции. Кроме того, понести ответственность может как сам водитель транспортного средства, так и лицо, которое передало управлению такому нетрезвому водителю. Хотелось бы также отметить, что употребление алкоголя или иных препаратов категорически не рекомендуется после совершения ДТП или после остановки Вас полицейским до проведения осмотра на состояние опьянения, иначе также могут привлечь к ответственности по указанной статье.
Что касается санкции, то здесь все может быть крайне неприятно. В зависимости от тяжести указанного правонарушения лишить прав могут от 1 (одного) года до 10 (десяти) лет (и/или штраф в размере от 17000,00 грн. до 51000,00 грн.). Кроме этого, возможно оплатное (возмездное) изъятие транспортного средства.
2. Дорожно-транспортное происшествие (ДТП)
За нарушение правил дорожного движения, которое привело к повреждению транспортных средств, груза, автомобильных дорог, улиц, железнодорожных переездов, дорожных сооружений или иного имущества, Вас могут лишить прав управления транспортным средством на срок от 6 (шести) месяцев до 1 (одного) года — так гласит ст. 124 КУоАП.
Лицо, гражданско-правовая ответственность которого застрахована, освобождается от административной ответственности за нарушение правил дорожного движения, повлекшее повреждение транспортных средств, при условии, что участники ДТП воспользовались правом совместно составить сообщение об этом происшествии в соответствии с Законом Украины «Об обязательном страхование гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств».
3. Создание аварийной обстановки.
В соответствии с ч.4 ст. 122 КУоАП Вас могут лишить прав на срок от 6 (шести) месяцев до 1 (одного) года за создание аварийной обстановки. Если аварийная обстановка произошла в случае нарушения правил проезда железнодорожных переездов (ч. 3 ст. 123 КУоАП), то лишить права управления могут на срок от 1 (одного) до 2 (двух) лет. Что же это за обстановка такая «аварийная»? И когда она будет таковой?
Очень часто инспекторы ГАИ (до реформирования) или от недостаточной квалификации или по иным причинам, например, дабы усугубить положение водителя (ну, Вы понимаете о чем я), составляли протокол по ч.4 ст. 122 КУоАП. Таким образом у лица, привлекаемого к ответственности, появлялся риск лишиться права управления транспортными средствами или получить довольно таки высокий штраф.
Надо отдать должное, после «полицейской» реформы в Украине такие случаи, на мой взгляд, уменьшились, однако, совсем исключать их нельзя.
Итак, что же такое аварийная обстановка?
Согласно указанной норме, обстановка будет считаться аварийной только тогда, когда водитель своими действиями заставил иных участников дорожного движения резко изменить скорость, направление движения или совершить иные действия по обеспечению личной безопасности или безопасности других граждан.
В то же время, как уже было сказано выше, лишение прав управления — довольно таки жесткая санкция, поэтому необходимо исключать формального отношения к доказательной базе и составлению административного материала. Суд, при вынесении постановления, должен руководствоваться не только протоколом полицейского (инспектора ГАИ), а и пояснениями водителя, потерпевшего, свидетелей, показаниями технических приборов и средств фото- и видеонаблюдения и иными документами.
4. Повторное нарушение правил эксплуатации транспортных средств
Так в Кодексе Украины об административных правонарушениях (далее — КУоАП) существует ч. 3 ст. 121 КУоАП, которая гласит, что в случае повторного на протяжении года совершения таких правонарушений как:
- управление водителями транспортными средствами, которые имеют неисправности тормозной системы, рулевого управления, тягово-сцепного устройства, внешних световых приборов (в темное время суток) или иными техническими неисправностями, с которыми согласно установленных правил эксплуатация запрещается, или переоборудованными с нарушениями соответствующих правил, норм и стандартов, или такими, которые своевременно не прошли государственного технического осмотра
- управления водителями транспортными средствами, которые используются для предоставления услуг по перевозке пассажиров, которые имеют неисправности, предусмотренные выше, или техническое состояние и оборудование которых не соответствует требованиям стандартам, правил дорожного движения и технической эксплуатации.
Водитель может быть лишен права управления транспортными средствами на срок от 3 (трех) до 6 (шести) месяцев. Или получить административный арест на срок от 5 (пяти) до 10 (десяти) суток. Справедливости ради необходимо подчеркнуть «в случае повторного на протяжении года». Таким образом, если Вы совершили указанное правонарушение впервые (за год), то лишить права управления Вас не могут, а следовательно и изымать права при составлении протокола инспектор не имеет право.
5. Неисполнение водителем требования об остановке.
Исходя из положений ст. 122-2 КУоАП Вы можете лишиться прав на срок от 3 (трех) до 6 (шести) месяцев (или штраф) в случае неисполнения требований полицейского, а водителями военных транспортных средств — требований должностного лица военной инспекции безопасности дорожного движения Военной службы правопорядка в Вооруженных Силах Украины об остановке транспортного средства.
Важно заметить, что для гражданского водителя не имеет значение останавливает его полицейский (инспектор) патрульной полиции ( стар. назв. «ГАИ») или любой другой полицейский. На требование об остановке необходимо остановиться.
Процедура лишения права управления
Необходимо различать такие понятия как «лишение права управления» и «временное изъятие водительского удостоверения». Что касаемо первого понятия — этим занимается исключительно суд, в случае совершения одного из административных правонарушений, перечисленных выше. Но наверняка слышали, либо сталкивались с такой ситуацией, когда водительское удостоверение забирает полицейский (инспектор ГАИ) — вот именно это и есть «временное изъятие водительского удостоверения». Так что это за действие такое и правомерно ли оно?
В соответствии со ст. ст. 260, 265-1 КУоАП «временное изъятие водительского удостоверение» — это один из способов обеспечения производства в делах по административным правонарушениям, которое может применять полицейский (стар. назв. «работник ГАИ»). Это его право, но не обязанность. Однако изъять права (прим. — «водительское удостоверение») полицейский может на срок до вступления постановления суда в законную силу, но не более, чем на 3 (три) месяца. Таким образом, в случае, если Вас не привлекли к ответственности в течение трех месяцев с момента составления протокола, то Вы имеете полное право обратиться в соответствующее отделение полиции с заявлением о возврате водительского удостоверения, которое Вам обязаны вернуть бесплатно.
В каких случаях полицейский может изъять права?
Только в случае, если санкция статьи, по которой Вас привлекают, предусматривает такой вид наказания как «лишение права управления транспортными средствами». В иных случаях изъятие прав будет незаконным.
Кроме этого, хотелось бы заметить, что процедура изъятия водительского удостоверения четко регламентирована. Так в соответствии с обозначенной ст. 265-1 КУоАП (Кодекса Украины об административных правонарушениях) при изъятии водительских прав ставится отметка в протоколе об административном правонарушении, а также выдается документ под названием на укр. «Тимчасовий дозвіл на право керування транспортними засобами» — обязательно контролируйте соблюдение законности изъятия Вашего водительского удостоверения и требуйте указанное временное разрешение на управление транспортными средствами. Без данного разрешения, Вы не сможете законно управлять автомобилем.
Авторская статья сайта dai.dp.ua. При ее использовании, индексируемая гиперссылка на сайт dai.dp.ua и указание автора обязательны.
К сожалению, нередки случаи, когда законопослушных водителей привлекают к ответственности по указанным выше нарушениям. Кроме этого, в случае реального совершения указанных правонарушений, всегда есть шанс защититься от нежелательных санкций, смягчить их либо законно уйти от ответственности. Не отчаивайтесь, вернуть водительское удостоверение после суда первой инстанции тоже вполне возможно. Однако, все же настоятельно рекомендую бороться за свои права, начиная с составления первых процессуальных документов.
Если у Вас возникла подобная ситуация, я помогу Вам добиться справедливости.
+38 (050) 965-23-97
+38 (067) 514-59-93
Ниже представлена полезная информация
Адреса расположения отделений Днепропетровского областного наркологического диспансера, где можно пройти круглосуточную экспертизу алкогольного и наркотического опьянения :
- ул. Новосельная, 1. (район пр. Кирова — пр. Ильича) тел. (056) 373-84-81
- ул. Скворцова, 4. (район ул. Коминтерна — ул. Универсальная) остановка «Подстанция скорой помощи»
- ул. Мильмана, 154. тел. 68-39-28 (район ул. Набережная Победы — ул. Яснополянская)
-
МІСЬКА ПОЛІКЛІНІКА № 5. 49006 м. Дніпропетровськ, вул. Свердлова, 65, т. 42-26-95
Законодательство:
- Інструкція з оформлення поліцейськими матеріалів про адміністративні правопорушення у сфері забезпечення безпеки дорожнього руху, зафіксовані не в автоматичному режимі (Наказ Міністерства внутрішніх справ України 07.11.2015 № 1395)
- Інструкція про порядок виявлення у водіїв транспортних засобів ознак алкогольного, наркотичного чи іншого сп’яніння або перебування під впливом лікарських препаратів, що знижують увагу та швидкість реакції (Наказ Міністерства внутрішніх справ України, Міністерства охорони здоров’я України 09.11.2015 № 1452/735)
- Порядок направлення водіїв транспортних засобів для проведення огляду з метою виявлення стану алкогольного, наркотичного чи іншого сп’яніння або перебування під впливом лікарських препаратів, що знижують увагу та швидкість реакції, і проведення такого огляду (затв. постановою Кабінету Міністрів України від 17 грудня 2008 р. N 1103)
- ПОРЯДОК тимчасового вилучення посвідчення водія, талона про проходження державного технічного огляду і ліцензійної картки на транспортний засіб та їх повернення (затв. постановою Кабінету Міністрів України від 17 грудня 2008 р. N 1086
Добрый день. Подскажите чем чревата следующая ситуация. Водитель работающий на предприятии решением суда был лишён права управления тс. Решение пытались обжаловать в апелляционном суде. 13.07.17 суд вынес приговор что решение прошлого суда о лишении прав остаётся в силе и вступает в законную силу с 18.07.17. Бумага на предприятие пришла только 11.09.17. Права все это время находились у водителя и он работал за рулем. теперь водителю на работе грозят увольнением по статье. А так же вопрос могут ли быть какие то штрафы от другого предприятия услуги которому оказывал водитель (его предприятие)? Заранее огромное спасибо.
Дзержинского