В теме об изменении прохождения техосмотра (ТО) появился новый поворот. Помимо документа, подготовленного Госкомпредпринимательства (ключевая идея которого — отобрать у ГАИ право проверять техсостояние автомобилей, потому что это порождает коррупцию, и передать это право частным техстанциям), свой вариант направила в Кабмин, МВД и АП Всеукраинская ассоциация импортеров и дилеров (ВААИД). «Сегодня» разобралась, в чем плюсы и минусы этих предложений.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ. Суть предложений ВААИД — замена государственного ТО негосударственным техконтролем — на тех же сертифицированных СТО, которые вместо ГАИ сразу выдадут талон о том, что на момент проверки машина была исправна, и будут за это отвечать. Дилеры предлагают не проводить контроль для машин младше трех лет. В возрасте от 3 до 15 лет — проходить контроль раз в два года, старше 15 лет — ежегодно. ВААИД — против проведения фото- и видеосъемки процесса диагностики, как предлагает Госкомпредпринимательства.
«Это докажет лишь то, что автомобиль был на СТО, но ведь его туда могли привезти на эвакуаторе, вообще без двигателя. Плюс — делает дороже саму процедуру ТО, ведь станции будет надо содержать дополнительно администратора, видеооператора. В нашем варианте ТО обойдется в 80—200 грн.», — говорит исполнительный директор ВААИД Олег Назаренко. Сейчас, напомним, ТО стоит 320 грн., если проводить диагностику при МРЭО, и до 445 грн. — если проверять исправность машины на частной СТО. Назаренко уточнил, что Кабмин должен установить верхний потолок стоимости диагностики, но унифицировать ее цену нельзя: одно дело проверить «Жигули», другое — «Лексус».
Также предлагается отменить обязательные медсправки, что сэкономит водителям еще 140—160 грн., и не проверять уплату штрафов, мол, к техсостоянию машины это не имеет отношения. В ГАИ утверждают, что медсправки нужны: они не позволят сесть за руль дальтоникам, психически больным, наркоманам и пьяницам. Адвокат Вадим Володарский согласен с этим частично: «При получении прав водитель уже проходит медкомиссию. Возможно, стоит проводить медосмотры раз в 5 лет, а раз в два года — лишь для водителей-пенсионеров и инвалидов».
КОГДА ПРИМУТ. Сейчас все проекты находятся на стадии рассмотрения. Авторы проектов рассчитывают, что вопрос техосмотра Верховная Рада рассмотрит на этой сессии, которая начинается уже 1 февраля. В департаменте ГАИ нам ответили, что пока закон не изменили, техосмотр надо проходить, как и раньше.