С момента принятия инструкции о порядке выявления водителей, управляющих автомобилем в нетрезвом виде — совместного приказа МВД и Минздрава — прошло уже больше года. Напомним, что после принятия этого документа водителя могут считать пьяным лишь в том случае, если норма содержания алкоголя в крови у него превышает 0,2 промилле (0,0002 г/л, это примерно 40 г водки на 80 кг веса).

На законодательном уровне была установлена минимальная норма, а для контроля трезвости водителей в соответствии с новым законодательством, руководство департамента ГАИ МВД пообещало закупить цифровые алкотестеры, определяющие точное количество алкоголя в крови.

На тот момент разрешение «немного выпить за рулем» в обществе восприняли неоднозначно — многие заговорили о том, что такая норма приведет к росту аварийности, мол, наш народ меры не знает. Но сами водители приняли нововведение на ура. Ведь новая инструкция позволяла защититься от необоснованных обвинений, например, в том случае, если водитель принимает спиртосодержащие лекарства.

Но действительно ли стало легче доказать свою невиновность в этом случае? Как оказалось, идея с проверкой водителей при помощи алкотестеров фактически провалилась — приборов закупили настолько мало, что инспектор все равно, даже при намеке на запах алкоголя изо рта, обвиняет водителя в нетрезвом вождении. А отбиться от такого обвинения крайне сложно, так как и судьи, и общество считают, что если на водителя составлен протокол, значит он действительно был пьян. Некоторые инспекторы, обвиняя водителей, намекают на взятку. Чтобы отбиться от обвинений в таких случаях, водителю нужно очень хорошо знать свои права.

КАК ДОЛЖНЫ ПРОВЕРЯТЬ ТРЕЗВОСТЬ ВОДИТЕЛЯ ПО ЗАКОНУ

По факту проверки обязаны составить протокол, а делать окончательный вывод о состоянии опьянения имеет право только врач

ОБЯЗАННОСТИ ИНСПЕКТОРА И ПРАВА ВОДИТЕЛЯ

1. Общение. Инспектор называет суть свершенного правонарушения — управление в состоянии алкогольного опьянения. Сотрудник ГАИ отстраняет водителя от управление транспортным средством и сообщает, что в присутствии двух свидетелей собирается произвести осмотр с использованием алкотестера. Затем предлагает водителю пройти тест добровольно. Согласно ст. 130 КУАП, отказ от освидетельствования приравнивается к признанию в употреблении алкоголя.

2. Протокол. По факту проверки инспектор обязан составить протокол, в котором указывает признаки опьянения. После этого гаишник останавливает двух свидетелей и записывает их данные в протокол.

3. Проверка. Инспектор достает алкотестер, рассказывает, как конкретно будет проводить исследование, показывает документы на прибор (свидетельство о госрегистрации и проверке) и просит водителя продуть трубку.

— Если результат меньше 0,2 промилле. Инспектор обязан написать в соответствующей графе протокола о том, что алкоголя в крови выявлено не было либо он есть, но в допустимом количестве со ссылкой на прибор. После этого дать копию протокола водителю и отпустить его.

— Если результат больше 0,2 промилле. Инспектор задает вопрос: согласен ли водитель с результатами.

а) Если «согласен». Протокол передают в суд, водителя отпускают.

б) Если «не согласен». В протоколе не указывают ничего, водителя направляют в медучреждение. При этом инспектор заполняет бланк направления, в который вписывает название медучреждения, номер протокола, дату, результаты осмотра с помощью техсредства (указывает номер алкотестера). Доставка к врачу осуществляется на машине инспектора, а авто водителя остается припаркованным на месте остановки.

ПРОВЕРКА В МЕДУЧРЕЖДЕНИИ

1. На момент приезда в пункт освидетельствования водителей у инспектора должен быть заполнен протокол и направление, но результаты проверки с помощью алкотестера он вписывать не имеет права.

2. Врач заполняет акт освидетельствования, после этого проводит исследования по 12 пунктам (проверка реакции зрачка на свет, пульса, давления, а также психофизиологического состояния водителя).

3. Через 20 минут после первой проверки врач обязан произвести ее повторно.

4. Врач обязан взять у водителя биологические пробы (слюна, моча и смывы с поверхности губ, кожного покрова лица и рук, кровь) в две емкости — одну из них исследуют, а содержимое второй сохраняется в течение 90 дней на случай, если водитель захочет заказать повторную экспертизу в ходе суда.

5. Заключение о результатах должны составить в трех экземплярах: для гаишника, водителя и врача для отчета. На основании вывода врача результаты освидетельствования водителя фиксируются в протоколе. К протоколу инспектор обязан приложить направление.

Если врач считает, что водитель не находится в состоянии алкогольного опьянения, водителя отпускают вне зависимости от результатов алкотестера.

Во время озвучивания диагноза водителя (пьян или трезв) в одном помещении должны находиться и водитель, и инспектор ГАИ.

ВНИМАНИЕ! Если в процессе проверки водителя не выполнен хоть один пункт инструкции, результаты такой экспертизы считаются недействительными.

В законе прописано право водителя обратиться для проведения анализов в другое медучреждение. Однако на практике другие государственные больницы в проведении анализов отказывают.

6. В случае если водителя признали пьяным, автомобиль, согласно ст. 265-2 КУАП, блокируется спецсредством. Доставка на штрафплощадку осуществляется лишь если авто существенно (!) мешает дорожному движению (перекрывает проезжую часть).

7. Протокол о правонарушении и водительские права передают в суд, который рассматривает дело в течение 90 дней.

Источник данных: эксперты «Сегодня»

медучреждение

ЮРИСТ: ПРОВЕРЯТЬ ТРЕЗВОСТЬ ОБЯЗАНЫ НА МЕСТЕ

Глава общественной организации «Дорожный контроль» юрист Ростислав Шапошников говорит, что сотрудники ГАИ при проведении медосвидетельствования водителей часто игнорируют закон. Так, по его словам, чаще всего инспекторы «задувают» водителей вообще не составляя протокола.

— Дело в том, что при отстранении водителя от управления транспортным средством представитель власти применяет к нему один из видов административного задержания. Если в результате проверки выясняется, что водитель трезв, действия инспектора можно обжаловать. В том числе подать в суд на незаконные действия и превышение властных полномочий, требовать возмещения морального и материального ущерба, — говорит эксперт.

Кроме того, в нормативных документах есть «дырка». Согласно ст. 266 КУАП, постановлению КМУ №1103 от 17.12.08 и Приказа МВД №400/666 в случае выявления инспектором ГАИ у водителя признаков алкогольного опьянения, он обязан «провести процедуру осмотра на месте остановки с использованием специальных технических средств в присутствии двух свидетелей». Ни один закон не обязывает водителя ехать к врачу, если он не отказывается от проверки на месте. То есть если у инспектора нет при себе алкотестера, направлять водителя к врачу незаконно.

Источник в МВД сообщил «Сегодня», что нормативные акты были прописаны таким образом с расчетом закупки алкотестеров в большом количестве. Однако на всю страну их закупили всего 140 штук, то есть по одному прибору на каждый крупный город. Например, подежурив ночь под зданием единственного пункта медосвидетельствования водителя в Киеве, мы насчитали 15 случаев, когда привозили нетрезвых водителей, но ни у одного из экипажей ГАИ алкотестера в машине не было. Стоит отметить, что общественная организация «Дорожный контроль» подала на ГАИ в суд, но первая инстанция была проиграна — судья не стала создавать прецедент, который позволит пьяным водителям избегать ответственности. Очевидно, тут должен вмешаться законодатель.

КАК ГАИШНИКИ РАЗВОДЯТ ВОДИТЕЛЕЙ НА «ПЬЯНКУ»

ГАИ разводят на "пьянку"

К нам в редакцию за последние несколько месяцев поступило более 20 писем от водителей со всей Украины, в которых они жалуются на то, что инспекторы ГАИ несправедливо обвинили их в нетрезвой езде.

— Меня остановили ночью и сразу сказали, что я пьян на основании «запаха». А я пил только разрешенные лекарства, — жалуется дончанин Игорь. По его словам, инспектор предложил ехать к врачу и потерять три часа, либо подписать протокол, в котором написано, что пил лекарства. Игорь на такое предложение согласился и его отпустили. Каково же было его удивление, когда через месяц его вызвали в суд и лишили прав на год. Судья так и не поверил, что Игорь пил только лекарства — если инспектор составил протокол, значит, было за что.

Часто на водителя оказывают и психологическое давление. Инспекторы советуют водителям, от которых есть небольшой запах алкоголя, «рассчитаться на месте, а то, если поедем к врачу, будет дороже — там еще и доля фельдшера заложена».

Наихудшая ситуация в Киеве — водителей обвиняют в пьянстве при наличии любого количества алкоголя в крови и забирают автомобиль, который затем везут на частную штрафплощадку — забрать оттуда машину можно лишь за 800 грн. Зачем же была принята норма, если ее никто не проверяет?

АВТО НЕЗАКОННО ОТПРАВЛЯЮТ НА ЧАСТНУЮ ШТРАФПЛОЩАДКУ

Штрафплощадка ГАИ

Покараулив ночью под пунктом освидетельствования водителей в Киеве, на ул. Семьи Хохловых, 5, мы обнаружили одну странность. Водители приезжают на медпроверку на своих авто, причем за рулем находятся сотрудники ГАИ. После посещения врача в 95% случаев водителей признавали пьяными, а автомобиль гаишники отвозили на штрафплощадку. Причем, как говорится в известной сказке, «не простую, а золотую».

ДОХОДНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ. Речь идет об огороженном участке земли по ул. Железнодорожное шоссе, 9. Именно сюда попадают авто всех водителей, обвиненных в «пьянке». Забрать автомобиль можно, но дорого — выдают его лишь через 3 дня, а за каждые сутки просят 260 грн. То есть всего 780 грн. Открылась эта площадка примерно полтора года назад. Глава пресс-службы МВД г. Киева Владимир Полищук и тогда, и сейчас аргументирует позицию ведомства тем, что автомобили возить больше некуда — государственные площадки переполнены. Вот и заключила милиция договор с частниками.

НЮАНСЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ. Отметим, что в прошлом году «Сегодня» об этой площадке писала — после публикаций цену снизили до 100 гривен, а автомобили стали свозить лишь за очень серьезные нарушения (ранее авто забирали даже за просроченный полис автогражданской ответственности). Однако не прошло и трех месяцев, как цены на штрафплощадке вновь выросли до 260 гривен.

По подсчетам на глаз, на штрафплощадке расположено свыше 200 мест и все они заняты — подсчитать заработок несложно. Может, это и справедливо — за пьянство нужно наказывать очень строго. Но именно так — незаконно.

В ст. 265-2 КУАП написано, что возвращение задержанного автомобиля производится исключительно бесплатно, а даже если такая плата и берется, то, согласно постановлению КМУ, ее размер составляет 10 гривен/сутки.

Учитывая повышенную активность сотрудников ГАИ по наполнению этой площадки автомобилями правонарушителей — водителей, обвиняемых в вождении в нетрезвом виде, возьмем на себя смелость предположить, что этот бизнес «крышуется» кем-то из высокопоставленных чиновников. По слухам, перед каждым экипажем ГАИ стоит план — минимум два автомобиля в день.

Однако никакой потребности в том, чтобы направлять автомобиль, пусть даже и пьяного водителя, именно на штрафплощадку, нет — согласно ст. 265-2 КУАП, автомобиль должен быть заблокирован спецсредством (например, блокиратором). Доставка же на штрафплощадку должна осуществляться лишь в том случае, если авто существенно (!) мешает дорожному движению (перекрывает проезжую часть). При этом законодательство обязывает сотрудника ГАИ, перед тем как задержать автомобиль, предложить водителю вызвать другого водителя с правами, который может сесть за руль и отогнать авто.

Прокуратура, после соответствующих обращений автомобилистов с жалобами, еще 13 мая этого года вынесла предписание ГАИ разорвать договор с указанной площадкой — по мнению прокуратуры, ее работа нарушает бюджетное законодательство. Однако, как убедились журналисты «Сегодня», это предписание не выполняют до сих пор! Интересно выглядит один из ответов прокуратуры по результатам проверки: автомобили забирают на штрафплощадку по той причине, что у ГАИ Киева нет денег на покупку блокираторов…

ЗАДЕРЖАНИЕ = УГОН? Как убедились журналисты «Сегодня», в ряде случаев инспектора ГАИ за руль авто нарушителя правил садятся сами и доставляют авто на штрафплощадку своим ходом. По мнению опрошенных нами юристов, такие действия подпадают под ст. 289 УК Украины («Незаконное завладение транспортным средством») — владельцу авто нужно подавать заявление в милицию.

ПРИБОРЫ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ТРЕЗВОСТИ

Важно знать, что так называемые «трубки» (приборы «Контроль трезвости») вот уже год как отменены. Процедура проверки проводится с помощью современных алкотестеров. Допуски имеют четыре немецких прибора: AlcoQuant 6020, Alcotest моделей 6510, 6810, 7410 Plus com и один белорусский — «Алконт 01». В ГАИ чаще используются Alcotest 6810 в комплекте с принтером.

Водитель должен подуть в прибор через одноразовый мундштук. На принтере алкотестера инспектор ГАИ печатает чек (в двух экземплярах), в котором указываются дата и время проведения осмотра, результат замера и его порядковый номер. Один прикрепляется к оригиналу админпротокола, второй — к копии. Результаты осмотра заносятся в админпротокол.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.