На официальном сайте ГАИ МВД Украины появилась новая версия проекта Правил дорожного движения. Это уже вторая, но еще не окончательная редакция изменений ПДД Украины, к которой ГАИ ждет замечаний и предложений от общественных организаций, автоэкспертов и простых автомобилистов.
Анализ предлагаемых изменений провела газета «Сегодня» при помощи автомобильного эксперта – вице-президента общественного объединения «Безопасная дорога» Виталия Денисенко.
Как отмечает издание, среди наиболее заметных новшеств, предлагаемых ГАИ, есть следующие.
Остановка по приказу. В проекте появился пункт, требующий от водителя в случае остановки автомобиля сотрудником ГАИ выйти из машины на тротуар или обочину, тогда как в данный момент не существует ни одного нормативно-правового акта, по которому водитель обязан покинуть салон, а не передавать документы через окно (это общемировая практика).
Определение ДТП. Согласно проекту под этот термин должно попадать лишь происшествие, которое возникло во время пользования дорожно-транспортной инфраструктурой и во время которого пострадали люди либо возник материальный ущерб. Если его примут, то при оформлении для получения страховки мелких повреждений, возникших, например, при въезде в гараж, права забирать не будут. Однако есть риск, что ГАИ и вовсе откажется оформлять такие случаи, отсылая водителя в милицию, а милиция будет «съезжать» на ГАИ.
Приоритет. «Главной дорогой» предлагают считать любую дорогу по отношению к выезду с территории, а не только обозначенную соответствующим знаком либо заасфальтированную по отношению к грунтовой. Для водителя уточнение является положительным моментом (например, при ДТП, случившемся при выезде с заасфальтированной дороги предприятия на грунтовую), но не означает ли это, что дорожники начнут экономить на знаках?
Страховка. Сегодня в списке документов, которые водитель обязан предъявить сотруднику ГАИ, страховой полис не значится, а в проекте он появился. Также предлагается в случае его принятия за езду без страховки ввести такую же ответственность, как и за управление незарегистрированным либо не прошедшим техосмотр автомобилем, а за такое нарушение положен штраф 170-255 грн. на первый раз, в случае же повторного нарушения – от 255 до 510 грн. либо общественные работы сроком от 30 до 40 часов, с оплатной либо безоплатной конфискацией транспортного средства.
Состояние водителя. ГАИ предлагает отстранять от управления транспортными средствами водителей, которые находятся в болезненном или усталом состоянии – точно такие же меры, как и применительно к водителям в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Однако если механизм определения опьянения достаточно четко регламентирован совместной инструкцией Минздрава и МВД, то каким образом инспекторы ГАИ будут определять степень усталости водителя, остается загадкой.
Мобильный за рулем. В действующих ПДД довольно четко прописан запрет использования средства связи во время движения, если устройство находится в руках водителя. В законопроекте же предлагают обязать «пользоваться техустройствами, которые позволяют разговаривать без помощи рук».
Пешеходы. В предложенной редакции ПДД пешеходам хотят запретить передвигаться по автомагистрали, оставив исключение для пешеходных дорожек, мест стоянки и отдыха. В сегодняшних правилах формулировка более расплывчатая – «специально обозначенные места».
В раздел «Дорожная графика» предлагают внести самые значительные изменения. Новые знаки, разметка и светофоры призваны адаптировать украинское законодательство к европейскому.
В частности, ГАИ предлагает ввести абсолютно новую группу дорожных знаков «Туристическая инфраструктура» (очевидно, в рамках подготовки к Евро-2012). Кроме того, в существующие группы вводятся новые элементы. Так, предлагается устанавливать знак 1:40, который требует от водителей быть предельно осторожными, в тех местах, где существует высокая вероятность падения велосипедистов из-за повреждения дорожного покрытия, а знак 1:11 должен изменить свое значение: обозначать не плохую дорогу, а предупреждать о «лежачих полицейских», буграх и неплавном стыке мостовых конструкций. Предусмотрен и ряд других новых знаков.
Разметка. Для графики, нарисованной на дороге, изменений всего три. Во-первых, элемент 1:21 поменяет язык – вместо кириллических символов надпись «СТОП» предлагают наносить латинскими STOP. Во-вторых, в проекте появилась разметка 1:24, предупреждающая водителей о приближении к участку дороги, на котором установлен «лежачий полицейский». А предлагаемый элемент 1:25 представляет собой целую серию символов, обозначающих участки проезжей части для движения соответствующих категорий транспортных средств (инвалида, автобуса, грузовика, легкового авто, велосипеда).
Светофоры. В угоду велоассоциации разработаны и светофоры, разделяющие движение пешеходов и водителей велосипедов. Подобные элементы есть практически во всех странах мира, и использование их в Украине можно только приветствовать. Правда, без велодорожек эта инициатива – мертворожденная.
Стоянка и остановка. Требования к стоянке и остановке транспортных средств собираются существенно ужесточить, что в условиях дефицита паркомест сделает нарушителями большинство водителей. Так, если сейчас знак 3:34 «Остановка запрещена» делает послабления для водителей такси, совершающих посадку и высадку пассажиров (разгрузку или погрузку грузов), то в будущем это будет касаться любых транспортных средств. Кроме того, сотрудники ГАИ внесли предложение штрафовать водителей, даже если автомобиль стоит на аварийке. Усиливают требования и к маршруткам – они смогут делать остановку только в специальных местах для посадки пассажиров (сегодня такой запрет в ПДД не прописан).
Важное дополнение – прямой запрет останавливаться на полосах торможения и разгона. Однако дискуссии вызывают предложения по изменениям в правила парковки на тротуарах. Если сегодня она разрешена тогда, когда для прохода людей остается не менее 2 м, то в проекте конкретика заменена на фразу «где стоянка вызывает существенные препятствия для пешеходов». Но есть также инициатива разрешить стоянку на расстоянии 5 м от перекрестка (сейчас 10 м).
Поворот. ГАИ предлагает разрешить выполнять правый поворот при запрещающем сигнале светофора при условии, что маневр не препятствует движению транспортных средств и пешеходов, двигающихся с других направлений (даже без специальной зеленой стрелки возле красного сигнала светофора).
Скорость. В 2009 году Кабмин подготовил постановление, разрешающее разгоняться до 110 км/час на дорогах с отдельными проезжими частями, отделенными друг от друга отбойником либо зелеными насаждениями, и если через них не проходят пешеходные переходы. В подготовленной редакции правил разрешают двигаться не более 90 км/час. Двигаться быстрее – до 130 км/час – можно лишь на автомагистралях (фактически дороге Киев – Борисполь).
В новых ПДД также предлагают прописать право водителя получать компенсацию в случае нанесения автомобилю ущерба из-за несоответствия состояния дорог, улиц и железнодорожных переездов условиям безопасности дорожного движения. Такая инициатива позволит, во-первых, защитить права водителя в случае наезда на яму, во-вторых, юридически защитит водителя от обвинений в нарушении ПДД, если он повредил автомобиль из-за несоответствующего качества дороги (сейчас ГАИ отбирает за это права).
Кроме того, среди множества предложений есть идея прописать фразу о том, что каждый участник дорожного движения, соблюдающий ПДД, рассчитывает на то, что другие участники дорожного движения также их выполняют. Сейчас же ПДД сформулированы так, что любого водителя, попавшего в ДТП, можно признать виновным, даже если он соблюдал все правила, например на том основании, что он при выборе скорости не учел, что дорожная обстановка может измениться.