В начале 2014 года, а именно 16.01.2014, Верховная Рада Украины «осчастливила» водителей повышением ответственности в сфере безопасности дорожного движения. Законом Украины «Про внесення змін до Закону України «Про судоустрій і статус суддів» та процесуальних законів щодо додаткових заходів захисту безпеки громадян» была дополнена частью 5 статья 122 Кодекса Украины об административных правонарушениях. Теперь за езду колонной более 5 автомобилей, без согласования этого с органами МВД (ГАИ), придется заплатить кругленькую сумму (на сегодня это от 680грн до 850 грн) либо лишиться права управления транспортными средствами на срок от 1 года до 2 лет с оплатным изъятием транспортного средства или без такового.
Цитата новой нормы:
«Здійснення особою, яка керує транспортним засобом, руху у колонах в складі більше п’яти транспортних засобів без узгодження умов та порядку руху з відповідним підрозділом Міністерства внутрішніх справ України, що забезпечує безпеку дорожнього руху, що спричинило створення перешкод для дорожнього руху, —
тягнуть за собою накладення штрафу від сорока до п’ятдесяти неоподатковуваних мінімумів доходів громадян або позбавлення права керування транспортними засобами на строк від одного до двох років з оплатним вилученням транспортного засобу у його власника чи без такого.»
Не совсем понятно чем руководствовался законодатель, принимая такую жесткую ответственность за, казалось бы, безобидное правонарушение, если учесть, что принятое наказание практически сопоставимо с ответственностью за езду в алкогольном или наркотическом опьянении. А учитывая дополнительное взыскание в виде оплатного изъятия транспортного средства, то двигаясь в колонне, например, из 6 автомобилей, Вы приравниваетесь к нетрезвому рецидивисту.
Кроме этого, очевидным является проблематика доказуемости управление лицом транспортного средства в колонне. Представим ситуацию: лето, курортный сезон, Вы едите в Крым. Как часто Вам посчастливилось побывать в пробке посреди трассы, не говоря уже о бесконечном потоке автомобилей, двигающимся друг за другом. Или, например, Вы зимой решили поехать покататься на лыжах куда-нибудь поближе к горам (это условие еще интересней). Согласно п. 1.10 Правил Дорожного движения, колонна транспортных средств — это организованная группа из трех и больше транспортных средств, которые вместе двигаются в одном направлении непосредственно один за другим с постоянно включенным ближним светом фар. Но это еще не самое интересное. Дабы «повеселить» Вас еще больше, хочу напомнить о таком пункте правил, как п.9.8 ПДД, который гласит о том, что с 1 октября по 1 мая на всех механических транспортных средствах вне населенных пунктов должны быть включены дневные ходовые огни, а в случае их отсутствия в конструкции транспортного средства — ближний свет фар. Я думаю Вы уже представили как едете по трассе , а впереди Вас несправедливым образом плетутся еще 5 машин. Тут и «прав» лишиться недолго, да что «прав» — автомобиля! Однако, хочу заметить, п.25.1. ПДД указывает на то, что на каждом транспортном средстве, двигающемся в колоне, не только должен быть включен ближний свет фар, а и должно быть наличие распознавательного знака «Колонна». Распознавательный знак может не устанавливаться, если колонну сопровождает оперативное транспортное средство с красными/синими/зелеными проблесковыми маячками. Из вышеизложенного можно сделать вывод, что именно наличие распознавательного знака свидетельствует о принадлежность автомобиля к колонне, а не просто движение в одном направлении с включенным ближним светом. Кроме этого, согласно диспозиции новой ч.5 ст. 122 КУоАП, ответственность наступает только тогда, когда эта незаконная колонна создает препятствие для дорожного движения.
Но, к сожалению, учитывая формальный подход работников ГАИ к доказуемости вменяемых правонарушений и к принятию решений по результатам рассмотрения административного дела, прослеживается определенный риск попасть под ответственность за то, что Вам просто с кем-то просто по пути.